При проведении закупки в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ на поставку товара заявки содержат предложение стране происхождения товара: заявка 1 – Россия, заявка 2 – КНР, заявка 3 – Республика Беларусь. В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 приоритет устанавливается с учетом положений ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.

Необходимо ли заказчику применять приоритет:

- российскому товару, учитывая, что Китай является страной, присоединившейся к ГАТТ?

- товару из Республики Беларусь в соответствии с письмом ФАС России от 29.11.2019 № ИА/102692/19?

Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2022 № 301-ЭС21-27010 по делу № А28-533/2020 содержит позицию о том, что товар иностранного происхождения приравнен к товарам российского происхождения, так как произведен в странах, являющихся участниками международных соглашений. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 06.07.2022 № Ф09-4070/22 по делу № А60-56302/2021.

28 июля 2023, 15:37

В соответствии с пунктом 8 Постановления N 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Согласно ГАТТ 1994 года товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, за исключением случаев, которые, в том числе относятся к общим исключениям (статья 20 ГАТТ 1994), исключениям по соображениям безопасности (статья 21 ГАТТ 1994).

Пунктом 1 статьи I части I ГАТТ 1947 установлено, что любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон.

Согласно пункту 4 статьи III части II ГАТТ 1947 товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.

Вышеизложенные положения позволяют прийти к выводу о том, что при закупке товаров, работ и услуг юридическими лицами, подпадающими под действие Закона N 223-ФЗ, приоритет, предусмотренный Постановлением N 925, предоставляется товарам (подрядчикам, исполнителям) стран ВТО, а также подрядчикам и исполнителям стран ЕАЭС наравне с российскими товарами (подрядчиками, исполнителями), то есть товары этих стран в рамках исполнения Постановления N 925 полностью приравниваются к товарам российского происхождения.

Наверх